Дмитрий Севастьянов (sevastian_mos) wrote,
Дмитрий Севастьянов
sevastian_mos

Category:

Монгол шуудан - почта Монгольской империи, родитель русской почты.

Как постоянная единица в государстве, почта у монголов создана Угэдэем. 1186 — 11 декабря 1241 Размах империи монголов достиг таких значений, что связь стала критически важна.



Площадь её, в период Угэдэя, перевалила за 20 миллионов квадратных километров, больше чем современная РФ.А в зените развития - 33 миллиона квадратов, больше чем СССР. Конечно, можно представлять монгольских ханов просто грязным кочевьём, которое посмело, дерзнуло сокрушить великие народы. Но на деле монголы были очень сообразительны, быстро учились, с удовольствием перенимали знания от Китая, Арабского Востока, Руси. Если попытаться вообразить, что без связи, подобные территории можно хотя бы год держать под контролем, получится фантастическая картина. Связь ещё как была. И любая попытка рисовать монголов просто везучими кочевниками, разбивается о факты.

Корректировка движения войск, обмен разведывательным данными, приказы армиям идти дальше или вернуться, экономические и политические задачи управления. Причём одной из важнейших частей в управлении была финансовая - контроль за сбором дани был поставлен более чем хорошо. И почта у них получилась лучшей в мире на тот момент и по скорости с ней не могли сравняться до тех пор, пока не пришла техногенная эпоха. Не стоит забывать, что за проступки, тем более касаемые государственного управления, частенько полагалась у монголов казнь.

Что они сделали.
1 - Основали и развили Уртонную почту - почту основанную на гонце, который меняет лошадей на станциях. Если брать ближайший аналог - это наша, русская ямская почта.

2 - Была организована сеть постоянных дорог-путей, на них поставлены либо сызнова, либо при имевшихся городах - конно-уртонные станции. На каждой из станций постоянно жили люди - по нашему ямщики. Они были как бы приписаны к одной из станций, это была их и служба и работа и хлеб на жизнь, одновременно. Точно так же и в России.

3 - Гонец просто оставлял лошадь на станции, брал свежего коня и скакал дальше. Если гонец заболевал - его обязан был подменить работающий на станции конный. В России такая служба очень долго сохраняла свою актуальность, особенно в Сибири, в частности в Якутии, где целые семьи жили от "гоньбы почтовой". Люди как и при монголах, обязаны были содержать по три лошади. Только вот гонца классического почти не бывало, сами возили почтовые мешки и посылки, передавая таким же прикреплённым к станциям ямщикам.

Отказать гонцу в Монгольской империи никто не смел, он был наделён абсолютным иммунитетом и к "судам", пока не доставит послание и к любым нуждам. Точно так же как и сегодня, почтовая служба поставлена вне возможности проверять её полиции, без прямого разрешения мэра города, а то и губернатора. Абсолютная правда - открыть машину везущую почту, полицейский физически не смеет, разве что сотрудник фсб, но это уже как бы личная гвардия Хана, как и в прошлом. :)

Так вот, монголы, благодаря персональной ответственности, причём караемые в случае осечек очень сурово, достигли фантастических для 13 века значений. Гонцам выдавалась пайцза с рисунком сокола или головы льва. Сделана она была из разных материалов - дерево, бронза, серебро, золото. Как понятно из материалов - гонец снабжался определённым уровнем, важностью при доставке почты. В итоге стандартная скорость такого гонца, снабжённого пайцзой, достигла 200 километров в сутки. А если у него была пайцза с донесением от Хана - до 300, тут уж надрывались все станции как угодно. В итоге вся империя была охвачена контролем, доселе невиданным в истории.

Придя на Русь, монголы стали развивать схожую систему и во многом русские её скопировали в последующем, уже в виде ямской почты, основанной именно на постоянной, беспрерывной смене лошадей гонцам. Плюс у гонца было право - если конь выбился из сил, до следующей смены лошадей на Яме, он имел право ссадить с коня любого встречного и продолжить путь, оставив ему своего измученного коня.

Рашид ад-Дин отмечал в своих летописях

« А для того, чтобы происходило беспрерывное прибытие гонцов как от царевичей, так и от его величества каана в интересах важных дел, во всех странах поставили ямы и назвали это «таян ям». … эмиры […] отправились и во всех областях и странах по долготе и широте земного пояса установили ямы.

Ещё один свидетель реальности данной системы - Марко Поло.Так, в 1274 году Марко Поло поступил советником на службу к монгольскому великому хану Хубилаю. Из его записей, оставленных потомкам, можно узнать, что он был поражен эффективной системой коммуникации монгольского государства.

Русский путешественник и исследователь Тувы и Монголии Г.Е. Грумм-Гржимайло пишет, что «…содержание монгольской уртонной почты тяжелым бременем ложилось на местное население, которое почта не обслуживала. В дальнейшем это составило самую тяжелую из натуральных повинностей, так как станциями пользовались не только ханские послы, но и вообще чиновные особы и даже купцы. И в 1251-1252 годах были изданы три следующих указа Мункэ-хана:

1. Чиновники не должны брать из почтовых животных более 14 голов (от уртона до уртона) и тем паче забирать скот частных лиц.

2. Чиновники не должны останавливаться в тех городах и селениях, где у них нет дела, и требовать себе содержания свыше положенного.

3. Данное купцам в прежнее время разрешение пользоваться для своих переездов по Монголии почтовыми лошадьми отменяется. Торговцы ездят по стране ради собственной наживы; пусть же заводят для сего и собственных животных».
_____________________________________________________________________________

Когда Монгольская империя постепенно скатилась в разруху и кризисы, то и почта пришла в упадок. Но в итоге почти не изменив основы, осталась работать в Руси, России и затем в Российской Империи. А это для завершения. Так монголы "стимулировали" ответственность, порядочность и исполнительность работников своей почты. Скажу я вам - есть в этом некая славная удаль древности. :) Вспоминая периодические скандалы с современной почтой, не то что бы тоже самое хочется, но пожёстче ответственность - это точно.

151922839419997870

Это везение? Монголам повезло так настроить почту или это государственная, имперская политика? Понимаю, многим приятно думать, что просто их было несколько миллионов, и они завалили трупами наши храбрые русские воинства. На деле же монголы создали почту, которая прослужила до 20 века успешно в России и альтернативы ей не было - она и была лучшим что смогли придумать, имея в качесте транспорта лошадей. Следующий вывод - если была такая крутая почта, то были и города, были постоянные дороги, здания для писцов и прочих служб. Если были города, то в них были ремесленные кварталы, а рядом с городами были поля с сельским хозяйством. Я ж досужий, я ж любопытный, беру и читаю, читаю, читаю. Нашёл ряд интереснейших исследований археологов. Скоро будет и по ним разбор.

Попытка представлять монголов эдакими ворами, тоже не терпит проверки. Они не больше воры, чем любое правительство - сбор  налогов, карание непослушных. Они создали империю, с недостатками и достоинствами.
Tags: Золотая Орда, История, Монголы, Монгольская империя, Монгольское нашествие, Русь, Средние века, Эпоха Просвещения, Ямская почта
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments