И да, по сравнению с мозгом человека мозг ворон, попугаев, медведей, тигров, львов и скажем лошадей и меньше, если считать именно размер тела/вес мозга и проще устроен. Однако именно его веса и устройства хватает, что бы тигр и медведь успешно из засады могли убить даже опытного охотника, ворона сможет довольно сложно работать палочками и догадается разбить о камень улитку и бросить камешек в воду. Опыт предков для этого не требуется, навык охоты это всегда обучение, а не наследование, наследуется совсем иное. Итак...
Через данный пост вышел на эксперимент, который устроили в Оксфордском университете в 2005 году. Этот эксперимент был призван доказать, что опыт родителей или навыки, кому как угодно, передаются по наследству. Именно за такие эксперименты и получили бывшие великие англичане погоняло - Британские учёные доказали что... если курицу кормить, она сможет нести яйца и так далее.
О чём разговор? О проблеме обучения диких птиц чему бы то ни было. И ведь по идее сотни и тысячи наглядных наблюдений за животными в природе, примеры в том числе из моего поста, ясно говорят что передаются длинные ноги и хороший интеллект, но вот умение догнать и правильно задушить антилопу, гепарду не передаётся через ДНК и не может, а вот обучить его этому будет мягко говоря проще, чем кролика, уже хотя бы в силу наличия клыков, длинных ног и сильных мышц вкупе с высоким ростом. Собственно указал на информацию о том, что оказывается новокаледонские вороны инстинктивно используют палочки для добывания еды amoeba_cat. Он упёрся рогом вот в эту статью 2005 года - http://ethology.ru/news/?id=184. Ну что ж, учёные тоже переоценивают результаты своих опытов. Данный опыт указал лишний раз именно на высокий потенциал мозга новокаледонских, на их большие ресурсы в познании и добыче пищи. Но это не инстинкты, это именно познание.
Британские учёные.... провели эксперимент с очень умным видом воронов - Новокаледоснкий ворон. Живёт здесь.
Знаменит тем что умеет изготавливать инструменты для добычи еды, сам, прямо в природе то палочки возьмёт, то ещё что. Но особенно он умеет доставать жирных, питательных гусениц, с помощью прутиков, которыми орудуют с помощью клюва. А вообще на островах где они живут, эти вороны, нету дятлов и потому хорошая пищевая ниша оказалась свободна, почему бы не занять? Но учитывая изначальную адаптацию вОронов совсем к иным нишам, они не сумели долбить кору, ка умеют дятлы, зато сумели применять свои интеллектуальные способности.
http://ethology.ru/news/?id=184
http://www.membrana.ru/particle/10788
https://www.livescience.com/4280-tool-time-crows-share-tricks-trade.html
Ну так вот английские оксфордские учёные Бен Кенвард (Ben Kenward), Кристиан Рутц (Christian Rutz), Алекс Вейр (Alex Weir) и Алекс Качельник (Alex Kacelnik) придумали как им видимо подумалось, чистый эксперимент. Они взяли явно не глупых птиц, не голубей, взяли четыре яйца новокаледонских вОронов, вырастили два птенца в среде обучения их палочкам и способам их использования и двух не обучали, а потом дали сразу задачу и палочки рядом положили. Те вороны которых обучали, понятное дело моментально добыли пожрать с помощью палочек, которые даже научились вставлять одна в другую, удлиняя. Те которых не обучали тоже пытались, но намного хуже.
При этом учёные закономерно видели, что когда вороны это делали, то у всех них по разному была компоновка орудий труда. А когда дали им листья пандануса, которым их предки в природе орудуют, только один ворон и именно из не обученных палочкам, догадался как его можно использовать и как из него изготовить палку. Но инструмент который ворон изготовил, был явно не похож на палочки, которые делали птицы в дикой природе до него, он придумал всё сызнова.
О чём это мне говорит?
1 - Навык изготовления палочек не передаётся вообще никак по наследству. Это попытка притянуть нечто подобное Ламаркизму.
2 - Палочки вороны изготовили не потому что они это по ДНК умели, а потому что даже не обученным воронам дали жратву, преграду и палочки. Фото ужасного качества, но лучше нет.
Что на фото? Ворон вне природы, без иных альтернатив для еды, получает ПРОЗРАЧНУЮ колбу, в которой видно жирных и вкусных личинок, которыми его точно кормили раньше. Рядом палочки, сам ворон явно не дурак, с интеллектом у любых ворон в мире всё в порядке, кроме умственно отсталых.
У меня главная претензия - а в природе вороны только в прозрачных колбах едят с помощью палочек? Или у них есть альтернатива? Вообще то вороны успешно питаются другими насекомыми, улитками которых разбивает о камни, яйцами которые ворует из гнёзд, орехами. В общем всем подряд.
Внимание вопрос..... Дорогие знатоки, давайте я докажу всем здесь читающим, что... человеки точно по ДНК получают навык использования инструментов. Я беру восемь детей, для верности, взращиваю их, четверых из них обучаю владению топором, четверых не обучаю. Затем в урочный час я приводу в комнату каждого, голодным. В комнате прозрачная тонкостенная колба, в ней еда и рядом топор. И внезапно! Четверо обученных вскоре разбивают колбу и наедаются. И четверо не обученных владению топором ( и пусть уж гипотетически о нём не знавшие), тоже, хоть и не умело, один скажем порезался осколком, разбивают колбу! И тоже наедаются! Я гений! Ура, тащите мне моего нобеля amoeba_cat!
fonzeppelin - я требую награды! Ну не нобеля, так оскара что ли, за сюжет!
Или так. Четыре ребёнка, все от средних родителей, двух обучаем с детства доставать китайской палочкой еду из прозрачной воды, скажем.... яйцо куриное. Двух не учим. Потом опять комната, дети голодные, в воде куриные яйца, рядом соль на столе. Доставай и ешь. Обученные достанут за несколько секунд яйца. Не обученные... достанут минут за 10 - за два часа в самом тяжёлом случае, когда жрать реально возжелают. Я снова гений! Или нет? Или это просто результат того что и вороны и люди обладают вполне рабочими мозгами, наработанными с 1 - 2 граммов от их предков, живших 60 000 000 лет назад. Спешу напомнить, что пургаториусы владели мозгами в 2 грамма от силы и были первыми приматами и предками человека. И? По ДНК владение палочками китайскими пришло моим детям-подопытным или всё таки просто интеллект помог? Ах да, даю слово, все дети, особенно не обученные, каждый на свой лад бы доставали яйца из воды, разно держа палочки, разно матерясь и с разной скоростью извлекая яйца.
Можно бесконечно усложнять эксперимент - сначала для верности дать детям только палочки и колбу, как воронам. Потом следующей группе детей, предварительно узнав что бы не владели теми или иными навыками, дать три разных типа инструментов - две палочки, рядом положить ещё три палочки и скажем мааааленькую рюмочку, вдруг кому то придёт в голову попробовать вычерпать воду или поймать на рюмку яйцо?
Затем можно третью группу детей приглашать - дать им палочки, десять штук китайских, пять простых из леса, дать вилку, дать плоский десертный нож. Варианты резко возрастут и дети точно будут демонстрировать больше вариантов и подходов, но не исключаю что больше времени в итоге потратят. Особенно если вообще не упоминать про палочки никак, вот просто взять третьеклашек или пятиклашек и устроить такой тест, скорее всего в России так и так почти все дети не умеют есть китайскими палочками.
Потом прогнать через тесты с палками и колбой простых ворон в России, сорок, грачей, жако, какаду, ара и скажем сороку. И бьюсь об заклад, та же сорока допетрит как добыть пожрать, особенно если проголодается. И затем прогнать их же но с набором других инструментов, расширить варианты, а в идеале взять других птиц, не знавших проверки и с большим набором инструментов прогнать. И я уверен - интеллект, плюс голод, плюс сообразительность этих птиц помогут им нажратсья жуками или червяками или бананами.
Заодно уж я написал во вк Станиславу Дробышевскому, дал ссылки на эксперимент и он сразу сказал - Это не память предков, не прошлый опыт и эти навыки не могут передаваться через ДНК. В общем мысль моя нашла подтверждение и у авторитетного научного деятеля - мозг передался, мозг развитый, а вот память нет. К тому же у новокаледонских воронов, как у островных, лучше развит мозг. В случае каких либо проблем с едой на островах, мигрировать особо некуда, вокруг Тихий океан и значит смерть от голода, при попытке его абы как пересекать. В итоге выживали в трудные времена на островах лишь те, кто был самый умный, так что именно у островных всеядных птиц и хищников лучше работают мозги и сложнее поведение, чем у птиц их же типа на материках.
_______________________________________
Следом в комментариях magpie73 привела пример, что она взяла котёнка, которого точно ни одна кошка не обучала охоте на мышей. И в итоге через год котёнок успешно атаковал мышь, которую Мапгиэ ему подсунула, поместив в открытый аквариум. Он отгрыз ей голову,
На это могу сказать.
1 - Вы точно кормили котёнка какой либо мясной пищей, ибо попытка не кормить кошек мясной едой, равна их болезни и гибели. Значит вкус, запах мяса он знал отлично и возможно даже сырого.
2 - Десятки миллионов лет назад рептилии из которых эволюционировали будущие кошки, обычно были всеядными. Собственно и сегодня кошки вполне жрут траву, сметану и молоко. Но организм их за как миниум 50 000 000 лет эволюции именно как млекопитающих, напрочно переориентировался на мясо. Если около 60 - 50 миллионов лет назад большая часть млекопитающих могла быть и травоядными и мясоядными, то ныне кошачьи это типичные суперхищники, они зависят от мясной диеты процентов на 90.
3 - Следовательно вся рецепторная система, все секреции желудка и слюны, все секреции в мозге и теле заточены на возбуждение от запаха мяса и на повышение злобности при виде любой мелкой движущейся цели, ибо кто не реагировал на мелкую цель, тот чаще оставался голодным и значит хуже выживал и меньше размножался.
4 - Мышь явно пахнет мясом, как минимум для кошки, у кошек в разы лучше чутьё. Не просто так именно кошкам стоит давать на проверку тухлое или нет мясо. Они никогда не едят тухляк, моментально чуют любые лишние и несъедобные добавки в колбасах. Так что запах мыши это запах мяса, равно как запах оленя для медведя это запах мяса. Кот атаковал именно мясо, а уж ловкость это он в играх с вами и развил. Все играют с кошками.
Тут ещё можно привести в пример то, как матери пережившие войну "передают детям образ войны аж на два поколения". Да это так, дети женщин переживших войну более тревожные и более пугливые и легче идут на побег и на агрессию.
https://www.ean.org/fileadmin/_files/AbstractBook/EAN_Journal_2019_Book.pdf - сверхподробный вариант чешского исследования.
https://www.eurekalert.org/pub_releases/2019-06/sh-nsr062419.php - более сжатый пересказ,
https://nplus1.ru/news/2019/07/01/grey-matter - и на русском https://vk.com/@nplusone-genocid-v-genome
Первое - у узников концлагерей, переживших в том числе холокост, снижался объём серого вещества и эта же особенность, жуткая, передавалась детям через эпигенетику. У детей узников в итоге оказались хуже развиты связи между отделами мозга отвечающие за память и обработку эмоций. И тут ведь что - ведь те кто такое передал - выжили, а значит это было нужно и в общем на тот момент дико полезно. Хуже чувствуешь, тупеешь? Меньше шанс сорваться и накричать, сболтнуть лишнего, проявить эмоции. Заодно хуже запомнил, научился не запоминать? Ну так мозг штука энергозатратная, он подужал серое вещество, не используемые связи. Да, человек стал черствее, стал плохо запоминать зло, зато выжил. А дети оправятся за пару поколений.
https://www.nature.com/articles/s41598-018-27439-5
https://nplus1.ru/news/2018/06/16/early-life-stress-brain
Вот ещё пример. Стресс в возрасте до пяти лет у детей, влиял на их мозг. Наш мозг так создан, что в течение жизни теряет серое вещество начиная с восьми лет. Так вот, дети которые сильно переживали до пяти лет, быстрее развивали свои мозги, но платили за это тем, что старт начала потери серого вещества - нейронов в том числе, начинался у них не с 8 лет, а раньше, то есть в старшем возрасте такие дети могут получить то же слабоумие в 60 лет, а не в 80 как могли, не будь стрессов. В целом дети, которых обижали до 5 лет, более неустойчивы и злобны.
А виноваты в этом гормоны глюкокортикоиды, они выделяются при стрессе. То есть это не магия, это болезненная реакция на стресс. Организм выделяет их когда боится человек, когда злится, огорчается. На краткий миг они полезны, делают тебя активнее и злее. На постоянной основе - оказывают угнетающее влияние, скажем как чрезмерное употребление кофе или чая. Эти гормоны выделяясь постоянно как бы перегревают мозг, портят провода-нейроны в нём.
https://vk.com/@nplusone-genocid-v-genome
Ещё пример наследования "опыта предков" Блокадные ленинградцы в результате злого и беспощадного выживания, рожая детей в том числе и в блокаду, нарожали тех, у кого намного более усилен обмен веществ. Это минус в плане ожирения, его риск больше. Но огромный плюс в целом для выживания. То есть матери не вынашивали тех детей, кто хуже мог переваривать пищу уже в утробе, точнее всасывать в утробе и переваривать после рождения.
У голландцев переживших голодную зиму тоже самое - их дети склонны к ожирению и диабету, но зато лучше усваивают пищу и имеют более низкий обмен веществ. Это крайне плохо в сытые годы и крайне хорошо когда у тебя из еды на день пара свеколин и картошка гнилая. а отвечает за это метилирование - регулятор в плюс или минус на тот или иной ген - эпигенеткиа проще говоря. У них вон что происходит с геном который отвечает за инсулин и значит за уровень переработки сахара в организме. Ген который у не переживших голод работает усиленно, быстро и решительно переваривает сахар и не позволяет отложиться в жир. У детей от голодавших матерей, он метилирован в сторону минуса, он снижает активность, хуже перерабатывает сахар, зато позволяет замедлить обмен веществ и отложить жир. Опять память предков оказывается строго реакцией организма в виде гормонов, генов, но никак не информации о памяти.
Так же дети переживших голод, войну, холокост, они более пугливые и склонны к сильному стрессовому расстройству. На них любое пугающее дело оказывает худшее влияние, чем на тех детей, родители которых не переживали ужасов войны. И опять это не память в виде информации из головы в голову и тому подобное. Это строго работа генов. Снова метилирование-регулирование гена начинается в период постоянной опасности. Только в случае с этим геном FKBP5, он отвечает за стресс и устойчивость. Те кто выжили в войну, имели повышение этого гена, то есть были устойчивее к стрессу, проще говоря выжили те, кто лучше сдерживался, что и было сказано выше. Чем лучше работает этот ген, в плюс, тем ниже уровень кортизола в крови и тем выдержаннее человек. А вот у детей это сыграло злую роль - организм отыграл и заглушка пошла в минус, ген стал хуже работать. Кортизол умеет повышать давление, сердцебиение и при этом не даёт им стать запредельными, проще говоря помогает выжить - убежать, подраться, испугаться и отступить. Однако он же задерживает переработку глюкозы и такие люди которые имеют много кортизола...склонны к ожирению, это побочка так сказать. В общем чистая химия. Ничто не бывает за просто так, всегда есть минус. Грубо говоря мы повышаем мощность, но растёт расход бензина, мы снижаем мощность, но падает скорость. Мы облегчаем тогда машину, но падает прочность кузова... Да.
Так вот, матери выживавшие в войну, приучили себя быть тупее, хуже понимать, запоминать, снижали кортизол в итоге, точнее гены снижали, адаптация с помощью эпигенетики. А мало кортизола, это в итоге хуже выживание особи в обычной жизни, она будет пассивнее и компенсация в генах то тоже есть - ибо 60 000 000 от пургаториуса даром не идут. Гены устроены так, потому что все эти миллионы лет выживали таки умеренно агрессивные и наглые. Одно дело в концлагере вечно всё плохое пропускать, другое дело так же пропускать в мирной жизни оскорбления, прослывёшь дураком и тряпкой. Значит надо наддать! Заглушка отворачивается у ребёнка, но понятное дело чуть выше нормы и получаем агрессивного, готового чуть что подраться и легко жиреющего парня или девчонку. Но по итогам он зато не пассивен, он наглее, крикливее, в рожу даст, девка истерику закатит, такие в жизни вполне могут пробиваться успешно, не чета излишне терпеливым. Так что с одной стороны мать и отец выжили отупев малость, а у детей гены отыграли в сторону более злобных, да зато живучих. Но это не память предков, это чистая биохимия.
Я утираю пот.