Сначала все думали, будто викинги плавали под парусами, на каких то кораблях, а паруса были полосатые.... Или чёрные, или вообще не было парусов, а были силы зла толкавшие их корабли к берегам христиан. Много всякого долдонили те, кто слухи слыхивал.
Нет. Паруса были, но не в полоску, а из полос, ткань викинги умели грамотно сшивать, окрашивая сразу в нужный цвет.. Но это мелочи. Главное - они были из шерсти овец, причём эти овцы сохранились до наших дней. североевропейская короткохвостая овца. Вот пока все рисовали паруса у викингов аля Голливуд, ответ на вопрос продолжал себе ходить да блеять. :) Это выносливые овцы, им мало надо, они дают стабильно шерсть и мясо. Полтора килограмма с одной овцы за сезон.
А теперь цифры....
Одна овца - 1.5 кило шерсти.
На один среднего типа парус, площадью 85 квадратов - нужно 2 тонны шерсти. Не ПРЯЖИ, а именно сырья - шерсть которую только что состригли, это совсем не готовая нить и тем более не ткань и не парус. Это как железная руда, шерсть потребует ещё кучу труда, времени и будут отходы на всех стадиях. У четырёх женщин ушло пол года на сбор шерсти, её подготовку и изготовление, и два с половиной года выпрядание нитей, затеям выткали из них холсты и затем сшили.
Итого - 3 года ручного, монотонного труда для четырёх женщин, реконструкторши само собой.
Особенность - шерсть не мыли, что бы сохранить ланолиновый слой - естественный жир, он не давал парусу намокать и гнить. Каторжный труд, конская само собой и цена была. Даже если сейчас посчитать, получится архи много, а учитывая, что раньше жизнь была ох как нелегка - смертность, иногда неурожаи, падёж овец, стоимость парусов становилась запредельной и одно дело нарубить деревьев, а другое дело сделать такой вот парус. Само наличие таких парусов доказывает, что поход любого корабля это было не дело одной семьи, а дело целого богатого имения или содружества нескольких родов.

Окупалось это дело тем, что паруса не гнили очень долго и имели на 10 процентов больший КПД, по сравнению с обычными парусами, причём современными. Выигрыш же с парусами 800 - 1000 годов был процентов 20 - 25. Так же, легко подсчитать, какие нужны были стада овец. К слову сразу перестаёшь любить прошлые породы и ламповость. С одной мериносовой, современной овцы, самца, в год настригают 16 кило шерсти. Так что кпд "ламповых" овечек был низкий, геморрой с ними тот ещё. Попробуй посодержи такие стада. На один парус нужно было остричь почти 1 400 овец. Это знаете ли не мало и по современным меркам. Но живучесть давала о себе знать, ведь тогда не ведали прививок для скота и человека.

Отсюда можно и про численность нападавших на государства викингов сделать ряд правильных выводов - мало их было... А то что хронисты писали - много, так это от стыда да от страха. Когда твой замок грабанули на трёх драккарах, стыдно в таком сознаваться. Даже просто читая саги видно что у конунгов, у богатых и везучих, было в среднем 200 человек ударного войска и не более 100 постоянного, а рать в 300 рыл считалась ужасной, непобедимой армадой. По 3 драккара в среднем на конунга было, как раз хватало. 5 драккаров уже круто, а более 7-ми имели.. почти никто не имел постоянно столько судов, дорого слишком. Только в складчину, на поход разовый, могли собрать несколько десятков драккаров.
Из этого учёные сделали простые выводы - варяги не могли сами взять и поплыть, они были бедны в основном. К слову викинг, варяг - это одно и то же, просто варяг это тот кто в Восточную сторону плавали, а норманн - кто в в Западную сторону. Ну так вот, их явно организовывали ярлы и когда выбирался боевой вождь - конунг, с господцем спроваживали большой бакшишь собрать - серебро, золото и рабов. Но вот самим, бандой так сказать, вне воли ярла - ну попробуй дорогой.Парус и драккар нужны хоть убейся перед Тором, вынь да положь. Тор тебе их не подарит и Один не выложит в кредит. Помимо оружия железного, которое стоило мягко говоря баснословно много в те времена.
Тот же драккар это 300 стволов дуба, которые нужно распустить на доску вручную, а доски просушить по уму и к ним несколько тысяч гвоздей. И понятное дело штамповки не было, каждый гвоздь это труд кузнеца, причём дорогой труд, кузнецы народ всегда был гордый.

Пометка важная - славяне умели и строили свои ладьи, в целом похожие по технологии изготовления на драккары - без гвоздей. Это славянская фишка. Наши ладьи в итоге были легче драккаров и их было проще перетаскивать "по волоку", по суше.

У драккаров фишка другая - очень трудоёмкие паруса, квадратные, что бы удобнее было убегать при попутном ветре, именно такая форма обеспечивает наибольший набор скорости. Но их паруса при этом никак не могли менять угол поворота к ветру, вот поставили парус и всё, если ветер начнёт дуть сбоку то драккар резко потеряет в тяге, а паруса последующих веков могли менять угол для забора ветра с разных сторон. Что как бы говорит прямо - викинги были не великой силой, а умной силой. Напал - грабанул, убежал, а то догонят, плавать то умели люди и за 3 000 лет до викингов.
Викинги всегда брали только качеством, а не количеством. Один корабль это в среднем 40 - 60 воинов. 150 - самый максимум, но это уже с ночёвками на берегу так плавали. Базовый набор не больше 80.
Вот и считаем, что для отправки даже 800 человек, нужно 10 запредельно сложных и дорогих кораблей. На которые нужно остричь 14 000 овец.
Ещё любопытно - викинги возили птиц в клетках, я так думаю голуби оптимальны ну и вороны. Что бы отпускать полетать. Если вернулся - земля далеко. Всё просто и в то же время гениально. Явно их этому учили, всему, тысячам-тысяч мелочей. Учили что бы не наудачу ходили, а по плану и с гарантией могли бы вернуться. Не было у викингов как у китайцев и индусов тысяч лишних ртов и людей, каждый был в итоге в цене.Гребцы сидевшие на вёслах никогда не были рабами, в отличие от греческих и римских порядков. Гребец был и воином и рабочим и возможно будущим конунгом, если повезёт.
Как видно из раскопок - строгой привязки размеров к единому стандарту не было. Но построить даже самый малый корабль - целая наука, явно семейно-гильдейного уровня, когда заняты таким богоугодным делом не пара-тройка человек, а сотни женщин, мужиков и причём заняты вплотную, без отрыва скажем на земледелие и рыбалку, иначе изготовление и ремонт кораблей будет угрожающе медленным. Содержали этих работников ярлы, собиравшие общую дань со своего района влияния.
Уже то, что надо свалить сотни дубов, мне лично говорит обо всём разом. Попробуйте между делом, из интереса, просто спилить одну сосну сухую и распустить на доски, раскалывая и обязательно вручную.. У вас уйдёт много часов тяжёлой работы.Затем нужны были сушильни для таких дубов, ведь климат дождливый. Кто их строил? Кто их содержал? Крестьяне? Нет конечно, это всё было организовано вождями, пусть с родовыми примочками, но никак не единичными семьями. Кто скапливал оружие и вообще добывал руду в огромном количестве, кто ковал десятки тысяч гвоздей? На один драккар - 7 000 штук в среднем.
Целые города и посёлки явно были заняты этим - оружие, гвозди, овцы, паруса, заготовка, расколка древесины, сушка, обработка, сборка драккаров....